Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.

16+

Музей Астрача, 1941

+7 (921) 326-61-15
Россия Ленинградская область г. Тихвин, дер. Астрачи, 429-й километр
Адрес Ленинградская область, г. Тихвин, дер. Астрачи, 429-й километр
Район Тихвинский район (Ленинградская область)
Телефон +7 (921) 326-XX-XX показать
Работает вт-сб: с 10:00 до 17:00
Критерии Исторические музеи, Музеи ВОВ, Военные и военно-морские музеи, Государственные музеи
Дата открытия на сайте: 21.11.2022
Пожаловаться ПожаловатьсяВнести правки


 

«Астрача, 1941» – единственный в восточной части Ленинградской области музей, посвящённый Великой Отечественной войне и рассказывающий о Тихвинской наступательной операции. 

Читать полностью


 

Как добраться

Маршрут
Рекомендованы для посещения Петербургом2
Радоновые озера: Петербургские мальдивыРадоновые озера: Петербургские мальдивыКультурный квартал БрусницынКультурный квартал БрусницынМузей Домик Петра IМузей Домик Петра IГосударственный Эрмитаж: Зимний дворец Петра IГосударственный Эрмитаж: Зимний дворец Петра I Ленинградский зоопарк Ленинградский зоопарк
Музей Астрача, 1941: отзывы посетителей
Оставить отзыв   

Комментарии посетителей (1)

Вячеслав9 мая 2023 г. 14:32
7.05.2023 были на экскурсии в музее. Провела экскурсию Наталья Поликатова (простите, если исказил фамилию). Сказать спасибо - это ничего не сказать о том. с каким уважением и любви к героям военных и мирных событий был ее рассказ. Только на месте можно понять, как казалось бы простые и вроде неприметные, но тяжелые и почти невозможные события отдельных людей сделали Победу.
Никогда не было просто сохранить память о героях войны. Это и предметы, и предыстория, и порой случайные обстоятельства, и мотивы людей, и понимание крайней необходимости поступить так или иначе - много из чего получается общая картина в данном случае героической обороны и освобождения Тихвина.
Вещи останутся и еще обязательно найдутся, история написана и напишется. Благодаря Наталье и ее соратникам. И у нас на Новгородчине тоже есть люди, которые ищут и находят родственников солдат по результатам раскопок. Мерецков это и наш генерал, правда это было после Тихвина... Но начало событий было там!
Всякое событие давних времен имеет значение, также как любое событие сегодняшнего дня отзовется в будущем. Оно непременно наступит. Чтобы понять, какое оно будет, нужно съездить в Астрачу, или другое место рядом, и если повезет, то картину будущего без единого слова можно услышать после такой экскурсии, какая была у нас. Ну и спасибо, конечно, хотя это почти ничего не сказать.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте
Ваше имя
 
Вы - представитель заведения?
Получите больше клиентов с Peterburg2
Продвинуть

Прошедшие события, Астрача 1941

Официальная группа Вконтакте
Музей "Астрача, 1941"

25.05.2024 в 12:33


Музей «Астрача, 1941» накануне лета.
24.05.2024 в 16:06


❄ Аэросани на охране ледовой трассы Дороги жизни Дорога жизни была очень сложной транспортной системой. Не все знают, что среди прочих видов транспорта работал и такой вид транспорта как аэросани. Аэросани были изобретены в России в 1903 году инженером Сергеем Неждановским — транспорт, который скользит по снегу и отталкивается от воздуха посредством вращающегося винта. В начале зимы 1941 года на вооружении Красной Армии было несколько типов аэросаней — боевые, транспортные, разведывательные и штабные. Начиная с января 1942 года дежурство по охране ледовой трассы через Ладожское озеро бойцы выполняли на боевых аэросанях типа НКЛ-26. В то же время, транспортные аэросани НКЛ-16 работали по переброске грузов в Ленинград. На Дороге жизни применялись в основном лёгкие двухместные разведывательные аэросани РФ-8, вооружённые пулеметом ДТ. Они применялись для разведки, доставки депеш, перевозки командного состава и патрулирования. В частности, фланги пролегающей по ладожскому льду «Дороги жизни» прикрывались разъездами аэросаней, которые на дальних подступах вылавливали разведывательные и диверсионные отряды гитлеровцев. Очень эффективным оказалось применение аэросаней зимой 1942-1943 гг., когда немцы повадились обстреливать из дальнобойных орудий вмерзшие в лёд корабли Балтийского флота. Для противодействия артиллерийским обстрелам три машины из состава транспортных аэросанных батальонов, перевозивших в Ленинград припасы, были перебазированы на Неву и переделаны в дымозавесчики. Пелена дыма не позволяла наблюдать пристрелки, в результате чего эффективность огня упала практически до нуля. Благодаря большой скорости и непредсказуемым перемещениям, аэросани оказались недоступной целью для артиллерии и авиации противника. Первыми советскими аэросанями практичной конструкции являются военно-транспортные аэросани НКЛ-16 широко использовались на фронтах Великой Отечественной войны, особенно в зиму 1941/42 годов. Они применялись для оперативной связи, доставки военных грузов, на них осуществлялись патрульные, десантные и боевые операции. При переброске десантов эти аэросани не только принимали бойцов с полным вооружением на борт, но и буксировали на специальных тросах 18-20 лыжников. В боевых условиях они по бортам буксировали прицепные волокуши, в которых размещались бойцы с пулемётом «Максим» и второй номер расчёта с необходимым боекомплектом. Кроме того, огонь из оружия могли вести через открывающиеся в крыше корпуса люки сидящие в машине бойцы. Такие аэросани не имели собственного вооружения и бронирования, в чём и заключался их основной недостаток. Именно поэтому в начале 1942 года началась разработка новой, более усовершенствованной модели — НКЛ-26. Производство аэросаней НКЛ-26 началось в декабре 1941 – январе 1942 годов на Московском глиссерном заводе. НКЛ-26 имели деревянный корпус. Только передняя их часть защищалась укреплённым под углом в 30° к вертикали броневым щитом — листом противопульной брони толщиной 10-15 мм. Боевой вес машины составлял 1284 кг. НКЛ-26 были вооружены одним пулемётом ДТ (Дегтярев танковый) калибра 7,62 мм на турели, обеспечивающей круговой сектор обстрела. К нему прилагались 10 магазинов и 10 гранат РГД-33. В движение сани приводились авиационным двигателем М-11, аналогичным устанавливаемому на самолёте По-2. Аэросани НКЛ-26 были рассчитаны на экипаж из двух человек — командира машины, одновременно выполняющего в боевых операциях функции стрелка, и водителя-механика. 👉 Модель аэросаней НКЛ-26 представлена у нас на выставке «Отсюда мы вели дорогу жизни…» #Астрача1941
21.05.2024 в 16:44


📸 Несколько запечатлённых мгновений от посетителей музея "Астрача, 1941" в мае.
21.05.2024 в 15:02


🔥 Солдаты, похороненные в Бокситогорске ДЕНИСОВ Асей Яковлевич, ефрейтор (наименование военной части не установлено) - русский, член ВКП(б), рабочий - родился в старообрядческом селе Новый Заган Мухоршибирского района Бурят-Монгольской АССР в 1901 году. В ноябре 1942 года Асей был призван на фронт. В скором времени он был ранен. В военно-санитарной "летучке" (ВСЛ - это разновидность временного военно-санитарного поезда, состоящего только из товарных вагонов и предназначенного для эвакуации раненых, больных на короткие расстояния) его вместе с другими ранеными везли в госпиталь. По пути следования поезд попал под бомбёжку. В алфавитной книге умерших эвакогоспиталя №2430 записано, что Асей погиб "во время бомбёжки в.с.л. 630" 27 января 1943 года и похоронен в могиле №10 на кладбище города Бокситогорска. Потомки Асея Яковлевича - уже праправнуки - до сих пор живут в Новом Загане. #Астрача1941
15.05.2024 в 13:33


🔥 "На тихвинской земле начала коваться победа над тёмными тучами фашизма..." Александр Васильевич Кретов до войны был первым секретарем Тихвинского райкома ВЛКСМ. В первые же месяцы войны он ушёл в партизанский отряд, потом был секретарем комсомольского бюро Третьего отдельного гренадёрского батальона, в составе которого сражались с врагом в основном бокситогорцы и тихвинцы. Продолжаем публиковать воспоминания А. В. Кретова. ______________ 9 декабря 1941 года наши войска после многодневных боев взяли Тихвин. Разбитые фашистские дивизии отступали по Липногорской дороге. На обочинах дороги, в кюветах лежали разбитые вражеские машины, конные повозки, догорали танки, валялись разбитые орудия. Гренадёры по пятам преследовали фашистов, часто завязывались бои. Недалеко от деревни Липная Горка штаб Гренадёрской бригады направил в разведку комсомольцев Костю Нюрговского и Николая Шумилова. На пути движения наших войск они обнаружили ловушку. Дорога оказалась заминированной. К складам с авиабомбами и артиллерийскими снарядами тянулись едва заметные нити проводов. Основные части бригады были уже на подходе. Разведчик Нюрговский сумел предупредить гренадёров об опасности. Вместе с Колей Шумиловым он пытался предотвратить взрыв. Отряд гренадёров заблаговременно принял меры предосторожности. Но комсомольцы-разведчики погибли. Ценой собственной жизни они спасли многих наших бойцов и командиров. К. Нюрговский и Н. Шумилов посмертно награждены боевыми орденами. Много раз отличилась в боях с гитлеровцами рота воспитанника комсомола Александра Матвеева. Саша родился в деревне Печнево Липногорского сельсовета. В жестоких боях, на коротких привалах рядом с Александром всегда находился его брат комсомолец Митя Матвеев. При освобождении деревни Клинец Дмитрий был тяжело ранен. Он не мог двигаться, лежал на снегу. В разгар боя Митя заметил, что из крайнего дома бьёт фашистский автоматчик. Огромных усилий стоило Матвееву доползти до избы и бросить несколько гранат. Четыре вражеских автоматчика были уничтожены. Братья Александр и Дмитрий Матвеевы также удостоены боевых наград. В нашей части полюбили смелую дружинницу Марусю Садкову. Под огнем врага она вынесла с поля боя и оказала помощь более ста бойцам и командирам. Возле деревни Луч Садкова была ранена, но продолжала выполнять свои опасные обязанности. Только по приказу командира она была отправлена в госпиталь. Мария Садкова — воспитанница комсомольской организации Тихвинского глинозёмного завода. Бойцы и командиры Гренадёрской бригады, действуя с другими частями Красной Армии, геройски дрались с врагом. Борьба за освобождение тихвинской земли была связана с борьбой за Ленинград. В этой борьбе погибли многие наши патриоты. Разгром крупной и сильной группировки фашистов под Тихвином имел большое военное и политическое значение. Это была одна из первых побед советских войск в тяжелом 1941 году. Она развеяла миф о непобедимости гитлеровских полчищ, вселила в советских людей уверенность в наше правое дело. Путь до окончательного разгрома врага был ещё долгим и тяжёлым. Но уже тогда, в суровом сорок первом, в кровопролитных сражениях на тихвинской земле начала коваться победа над темными тучами фашизма. Когда немцы были изгнаны из Тихвина, из окрестных деревень, многие бывшие партизаны и гренадёры горячо взялись за восстановление разрушенного хозяйства, за налаживание нормальной жизни. Михаил Иванович Иванов снова вернулся в колхоз имени Третьей пятилетки и многое сделал по его возрождению. Ведь фашисты оставили после себя очень тяжёлое наследство. Бывший командир партизанского отряда М.С. Алесько долго лечился в госпитале. Потом работал в Ленинграде. Сейчас его нет с нами. Комиссар отряда П.И. Швачко продолжает работать в алюминиевой промышленности на Урале. Н. А. Воронин долгое время был на фронте, являясь комиссаром Четвертой армии по тылу. Потом, вернувшись на завод искусственного обезвоживания торфа, много лет работал его директором. Уже будучи на пенсии, Николай Александрович вёл большую общественную работу, с которой не расставался до последних дней своей жизни. А.П. Матвеев после выздоровления работал в Тихвине директором городской электростанции. Потом вернулся на торфозавод, где трудится по сей день старшим инженером отдела главного энергетика. Его брат Д.П. Матвеев работает на этом же заводе электрослесарем цеха контрольно-измерительных приборов. Его знают на предприятии как одного из лучших рационализаторов. Пройдя через суровые испытания военных лет, остались живы и сейчас трудятся на различных предприятиях Бокситогорска Е. Блинов, И.П. Харчевин, Н.В. Сугоровский, М.Г. Смирнов. Н.С. Целовальников, С.В. Фёдоров, А. Баранов и другие. Бывшие партизанки - Н. Морозова сейчас живёт в г. Калинине, её сестра Н. Ондрина - в Ленинграде. Бывший разведчик-проводник Ф.И. Иванов - ныне управляющий Пикалёвским отделением совхоза «Красный пахарь». В Пикалёве живет и работает гренадёр Кононов. Многие партизаны, гренадёры и юные разведчики не дожили до наших дней, погибли при защите Родины. Их могилы находятся на братских кладбищах в Тихвине и на рубежах боёв с врагами. Наши люди бережно хранят о них память. В Тихвине одна из улиц названа Партизанской. Есть здесь улицы юных разведчиков, имени Николая Шумилова, Александра Забелина. Пионерская дружина Тихвинской средней школы № 1 носит имя Кости Нюрговского. Мне кажется, что надо увековечить и память многих других бокситогорских и тихвинских партизан и гренадёров, отдавших свои жизни ради мира и счастья на земле. Пусть наши люди вечно помнят бесстрашных народных мстителей, внесших огромный вклад в освобождение нашей Родины от фашистской оккупации. В статье «Битва в тихвинских лесах» «Ленинградская правда» писала в конце 1966 года: «Ударная группировка немцев в районе Тихвина оказалась в полуокружении, её коммуникации находились под воздействием партизанских отрядов». Коммунисты и комсомольцы, верные патриоты Советской Родины, в тяжелую годину борьбы с фашизмом сполна оправдали доверие Коммунистической партии, честно выполнили свой долг перед Отчизной. Народ будет вечно помнить их боевые подвиги. ________________ Кретов, А. Народные мстители // Новый путь. – 1968 #Астрача1941
Главное
Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю