Музейный некрополь занимает северную часть Волковского православного кладбища, где находится церковь Воскресения Христова, сооруженная в начале 1780-х гг. На "Литераторских мостках": около 500 надгробных памятников. представляющих значительный исторический и художественный интерес. Одним из первых известных литераторов, похороненных здесь, был А.Н.Радищев (†1802).
Волковское православное кладбище - одно из самых красивых в городе. Оно соседствует с некрополем Литераторские мостки, в котором еще с дореволюционных...
Название "Литераторские мосты" появилось благодаря тому, что здесь в северной части Волковского кладбища между могилами часто настилали мостки из-за...
Великодушно теплый прием посетителейАтмосфера признания эпох...Приехали на личном транспорте, расположение достаточно удобное.история литераторов всегда ценна и не может быть не интересна нашему поколению
22 ноября 2018 г. 20:556
Следят за порядком.
Оценка
Комментарии посетителей (2)
Ульяна
25 марта 2019 г. 15:56
С мамой посетили церковь Воскресения Христова, которая находится во Фрунзенском районе СПБ. Погода была на удивление солнечная и мы решили посетить Музей-некрополь Литераторские мостки и почтить память усопших и погребенных на Волковском кладбище. Место по истине историческое и великое.
Выйдя из метро Волковская, я перешёл мимо светофора Волковский проспект и повернув направо по скверу дошёл до первого Волковского мостика, а за мостиком меня окружили могилы Волковского кладбища. Дойдя до здания администрации, я почтил память погибшим у обелиска на кладбище. Выйдя из кладбища через сто метров вошёл в пантеон русской литературы и искусства "Литераторские мостки". своим посещением я почтил всех тех, кто там нашёл своё последнее пристанище и вспомнил их вклад в литературу и искусство.
Сегодня исполняется 150 лет со дня рождения Ольги Антоновны Добиаш-Рождественской (31.05.1874-30.08.1939) – первой в России женщины, защитившей докторскую диссертацию по всеобщей истории, члена-корреспондента Академии наук СССР.
Она родилась 31 мая 1874 г. в г. Харькове, в семье профессора-эллиниста. В 1895 году О. А. Добиаш стала слушательницей Высших женских курсов. Первоначально она поступила на физико-математически факультет, но вскоре перевелась на историко-филологический факультет. После окончания учебы наиболее способных слушательниц нередко оставляли при курсах для продолжения научной работы, и О. А. Добиаш была самой подходящей кандидатурой. Но как «неблагонадежная» Добиаш не только не могла остаться при курсах, но и вообще устроиться на работу. Путь к официальному преподаванию для нее был закрыт, поэтому в течение трех лет она жила только частными уроками. С течением времени она смогла устроиться в Народный дом графини Паниной и Смоленскую школу для взрослых рабочих, а позднее – в василеостровскую гимназию.
В 1904 г. О. А. Добиаш становится членом нелегального Всероссийского Учительского союза, затем в 1905-1906 гг. членом его бюро. В декабре 1905 г. в Финляндии нелегально проходил II съезд Учительского союза. О. А. Добиаш была делегатом и секретарем съезда. По возвращении на места многие участники съезда были арестованы, но членство Добиаш в Союзе не было раскрыто. В 1907 году она вернулась на Высшие женские курсы «для приготовления к профессорскому званию» и одновременно стала там преподавателем семинар по средневековой истории.
В начале 1908 г. О. А. Добиаш вышла замуж за Д. С. Рождественского, друга своего брата, впоследствии известного физика, академика. В этом же году ей была предоставлена заграничная командировка для научных занятий в Сорбонне и французских архивах. Для подготовки магистерской диссертации она собиралась изучать историю церкви и ересей Франции.
В 1911 г. в Париже вышла книга Добиаш-Рождественской «La vie paroissiale en France au XIII-e siècle d'après les actes épiscopaux» («Жизнь французского духовенства в XIII веке по епископским актам»), за которую она получила в Сорбонне степень доктора Парижского университета с отличием. В конце 1911 Добиаш-Рождественская вернулась в Россию и стала преподавать на высших женских курсах. Основной сферой её научных интересов становятся крестовые походы, курсы же она читала по политической истории Франции.
9 мая 1915 года состоялась защита магистерской диссертации на тему: «Церковное общество во Франции в XIII веке. Ч. 1: Приход». Впервые в России женщина претендовала на звание магистра всеобщей истории. Это был не только знаменательный факт в истории русской науки, но и в истории высшего женского образования.
После революции она преподавала на курсах архивистов, а поскольку Высшие Женские Курсы слились с Петроградским университетом, она стала профессором кафедры истории средних веков и читала курсы по истории средних веков латинской палеографии дипломатии. Кроме того, писала доступным языком научно-популярные книги, которые издавались большими тиражами.
В 1922 году она была приглашена в отдел рукописей Публичной библиотеки на постоянную работу.
О. А. Добиаш-Рождественская сделала большой вклад в развитие советской медиевистики: под ее руководством впервые в нашей стране развернулась исследовательская работа в области латинской палеографии, и началось университетское преподавание этой дисциплины историкам-медиевистам. Ее учениками были В. В. Бахтин, А. Д. Люблинская, Б. Я. Рамм, Е. Ч. Скржинская, С. А. Ушаков и другие известные советские ученые.
Сегодня – день памяти драматурга и литератора Петра Михайловича Невежина (09.07.1841-25.05.1919), его не стало 105 лет назад.
Он родился в семье отставного офицера, обедневшего дворянина Смоленской губернии. По окончании Смоленской гимназии Невежин учился в 1-м Московском кадетском корпусе, из которого был выпушен офицером в 17-й стрелковый батальон.
Его первые драматургические опыты относятся к 1862 и 1870 гг., однако, по словам самого писателя, обе пьесы были отклонены цензурой. П. М. Невежин участвовал в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., где был тяжело ранен. Впоследствии он напишет об этом опыте рассказ «Эвакуация» (1898 г.).
Выйдя в отставку 1881 г. в чине майора, Невежин решил серьезно заняться литературой. Его отклоненную ранее цензурой комедию «Блажь» перерабатывает А. Н. Островский, и Невежин передает ее М. Е. Салтыкову-Щедрину для публикации в «Отечественных записках» и И. A. Всеволожскому для постановки в Малом театре. Также по просьбе начальника репертуарной части императорских театров А. А. Потехина Островский переделал пьесу Невежина «Старое по-новому» - ее ставили и в Малом, и в Александринском театрах. Островский видел в Невежине одного из наиболее даровитых писателей- современников и оказывал ему всяческую поддержку.
Пьесы Невежина скорее можно отнести к жанру бытовой мелодрамы, с традиционными, часто кровавыми, развязками. Его типичные герои – эмансипированная женщина, страдающий сверхчеловек и обаятельный негодяй, бунтующие против старых моральных устоев. Невежина считали «опытным драмоделом», а его пьеса «Вторая молодость» оставалась одной из самых репертуарных пьес в России вплоть до 1920-х гг., поскольку в ее основе лежал реальный, хорошо знакомый публике сюжет из криминальной сводки новостей.
Литературное наследие П. М. Невежина насчитывает более 20 драм, 8 романов, 12 повестей и около 100 рассказов.
Прах П. М. Невежина был перезахоронен с Волковского православного кладбища. Оригинальный могильный холм был утрачен. В 2006 году по инициативе учащихся и педагогов школы №171 была установлена гранитная плита.
Сегодня – день памяти доктора исторических наук, профессора, директора Библиотеки Академии наук СССР Иннокентия Ивановича Яковкина (12.08.1881-24.05.1949), его не стало 75 лет назад. Он стоял во главе Библиотеки Академии наук СССР на протяжении почти двух десятилетий, с его именем связана реорганизация всего библиотечного дела в Академии наук CCCP.
В дореволюционные годы Библиотека Академии наук принадлежала к числу крупнейших книгохранилищ страны – ее организация, хранение и использование требовали значительного количества сотрудников, но вплоть до 1917 г. штат Библиотеки был небольшим. В 1922-1924 гг. Библиотека была переведена в новое здание, а в 1929 г. пост ее директора займет Иннокентий Иванович Яковкин. К тому времени он обладал большим опытом в области библиотечного дела: в течение нескольких лет он был заместителем директора Государственной Публичной библиотеки в Ленинграде.
И. И. Яковкин сразу же приступил к полной реорганизации всего библиотечного дела в Академии: изменил структуру Библиотеки, её работа была максимально централизована и упрощена. Ко времени реорганизации структуры Библиотеки относится и изменение основного направления ее научной работы. Новый директор считал её первоочередной задачей составление и издание библиографических указателей новейшей научной литературы, а также создание в Библиотеке систематического каталога, целью которого была помощь академическим учреждениям в обеспечении их новейшей литературой.
В 1930 г. Яковкин сформировал единую сеть академических библиотек – было налажено централизованное комплектование, централизованная каталогизация и общее методическое руководство академическими библиотеками по всей стране.
Помимо этого, И. И. Яковкин был одним из крупнейших ученых-правоведов и талантливым профессором, писал работы по истории государства и права и преподавал эту дисциплину в высших учебных заведениях Ленинграда и Москвы. С 1944 он возглавлял кафедру истории государства и права на Юридическом факультете Ленинградского государственного университета и читал курсы по истории государства и права СCCP, по всеобщей истории государства и права, по истории римского права.
Сегодня – день памяти книговеда, библиографа, профессора Александра Григорьевича Фомина (25.03.1887-20.05.1939), его не стало 85 лет назад. Наибольшую ценность представляют библиографические работы А. Г. Фомина по А. С. Пушкину, А. И. Герцену и М. В. Ломоносову, «Библиография новейшей русской литературы», «Путеводитель по библиографии литературы» и оставшийся в рукописи указатель библиографических работ о русских писателях и литературоведах.
А. Г. Фомин родился 13 (25) марта 1887 г. в местечке Гусятино Каменецкого уезда Подольской губернии в семье военного. В 1897 г. отец Фомина вышел в отставку и переселился с семьей в Петербург. Обучаясь в той самой гимназии, из которой вышел путешественник H. H. Миклуха-Маклай, Фомин относился с большим уважением к заслугам последнего, интересовался географией, но в старших классах гимназии в его интересах произошел резкий перелом. В гимназию в качестве преподавателя русского языка и литературы поступил А. И. Яцимирский и сумел заинтересовать своих учеников историко-литературной работой, занимаясь с ними во внеурочное время и поручая им подготовку рефератов на литературоведческие темы. Яцимирский придавал большое значение выработке у своих слушателей навыков критико-библиографической работы.
Начиная с 6-го класса гимназии Фомин начал систематически работать в качестве рецензента-библиографа в периодических изданиях («Вестник коммерческого образования», «Исторический вестник», «Литературный вестник», «Известия книжных магазинов т-ва М. О. Вольф» и др.). Однако уже в 8-м классе гимназии Фомину было запрещено посещение занятий. Как он сам писал в автобиографических заметках, «ввиду того, что гимназическое начальство нашло, что я оказываю «вредное влияние» на товарищей в политическом отношении. Благодаря хорошему отношению классного наставника В. И. Протасова, я был допущен к выпускным экзаменам».
В 1906 г. Фомин окончил гимназию и поступил на Историко-филологический факультет Петербургского университета. На первом курсе он вместе с несколькими товарищами организовал студенческий педагогический кружок, где читал доклады по истории педагогики, писал статьи по педагогическим вопросам, изучал отношение русских писателей к проблемам педагогики.
Тем не менее, в дореволюционный период А. Г. Фомин был рядовым литературным работником: составлял рецензии, библиографические заметки, писал статьи. В 1917 г. Фомин стал секретарем совета Российской книжной палаты, переименованной затем в Институт книговедения, а уже в 1919 г. был избран преподавателем историко-филологического факультета Первого петроградского университета по кафедре русского языка и словесности и несколько позже — профессором библиографии книжно-библиотечного факультета Института внешкольного образования и внешкольного факультета Педагогической академии; в последнем учреждении с 1920 г, до закрытия его (1923 г.) он был проректором. С 1920 г. А. Г. Фомин начинает выступать с докладами на библиографических конференциях, участвует в работе библиографических съездов, организует библиотечные курсы.
В 1919 г. А. Г. Фомин становится секретарем Литературного фонда, в 1920 – членом Общества взаимопомощи литераторов и ученых.
В Институте книговедения А. Г. Фомин был ученым секретарем и секретарем совета и вел большую научно-исследовательскую работу. С ноября 1922 г. ему было поручено заведование архивом, картотекой и библиотекой С. А. Венгерова. Только благодаря энергии, настойчивости и упорному труду А. Г. Фомина это ценнейшее наследие было приведено в надлежащий порядок и стало доступным для научного использования.
В октябре 1931 г. А. Г. Фомин был приглашен на работу в качестве старшего ученого специалиста в Отдел книги Института книги, документа, письма Академии Наук СССР. Комплексной темой работы этого института, которым руководил академик А. С. Орлов, было в то время изучение истории энциклопедий и специально – «Малой советской энциклопедии». В Институте проводилась оценка положительных и отрицательных сторон в содержании и построении этого издания.
В Институте книги А. Г. Фомин работал до 1936 г. Реорганизация этого учреждения привела к тому, что многие сотрудники были переведены в Институт литературы (Пушкинский Дом). Здесь Фомину поручили сектор литературоведческой библиографии. Под его руководством была организована большая, планомерная и тщательно продуманная работа по библиографии советского литературоведения.
В последние годы своей жизни А. Г. Фомин работал над второй частью своего «Путеводителя по библиографии литературы», посвященного библиографиям русских писателей, историков литературы и литературоведов. Не жалея сил и времени, он пересматривал множество книг, журналов и газет, картотека его росла и вскоре значительно превысила первоначально предполагавшийся объем.
В 1934 г. А. Г. Фомину была присуждена степень доктора литературоведения без защиты диссертации. В 1938 г. Высшая аттестационная комиссия при Всесоюзном комитете по делам высшей школы утвердила А. Г. Фомина в ученом звании профессора русской литературы, но уже 20 мая 1939 г. он скончался от туберкулёза.
Сегодня – день памяти художника Андрея Андреевича Мыльникова (22.02.1919-16.05.2012).
Он родился в городе Покровске (сейчас – Энгельс) Саратовской губернии в семье инженера. В начале 1930-х мать Мыльникова, ставшая вдовой ещё до рождения ребенка, увезла его в Ленинград. В 1937 г. он поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры (бывшую Академию художеств) на архитектурный факультет, где учился у А. С. Никольского и Л. В. Руднева. На одной из академических выставок графики профессора посоветовали ему перейти на живописный факультет – и вскоре Мыльников окажется в мастерской монументальной живописи Д. И. Киплика.
Когда началась блокада Ленинграда, А. А. Мыльников служил в МПВО, участвовал в ликвидации последствий налетов и бомбардировок, а уже в конце 1942 года в состоянии истощения был эвакуирован вместе с другими студентами в Самарканд, где его учителем стал И. Э. Грабарь.
Выпускную работу «Клятва балтийцев» А. А. Мыльников создаст для Пантеона балтийских моряков, который проектировал в то время аспирант Академии С. Б. Сперанский, однако этот проект так и не был реализован. Вскоре Грабарь рекомендует полотно в качестве основы для мозаики, которую планировали изготовить для Дворца Советов в Москве – но, к сожалению, большая работа по созданию панно так и не была доведена до конца и прекратилась, когда было приостановлено проектирование Дворца.
Петербуржцам творчество А. А. Мыльникова хорошо знакомо благодаря выполненной по его эскизу мозаике «Изобилие» для станции метро «Владимирская» и мозаикам ТЮЗа. Кроме того, работы художника хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее и музеях Китая.
Мыльников начал преподавать в Институте живописи, скульптуры и архитектуры с 1947 года, у него было более 500 учеников. Также он очень популярен в Китае, куда часто ездил, в том числе и с педагогическими целями. В 2010 году в Шанхае открылся музей, который носит имя художника.
Комментарии посетителей (2)